Ну смотри, если в mplayer выставить плагин видеовывода "x11", картинка не будет ресайзиться, вообще. Ты меняешь армзер окна - видео остаётся прежнего размера...Плагин Xv растягивает изображение, по возможности используя для этого 2D-ускоритель (DirectDraw 1.00-совместимый). Если у тебя драйвер vesa (а следовательно, нет никакого ускорения), тогда что ж делать - придётся плагину Xv ресайзить видео на проце...
Плагин gl добавили чисто по приколу, когда 3D-ускорители стали массовыми более-менее. А году эдак в 2006 от аппаратного 2D начали отказываться, а это значит, что не зря добавили...
Последние игры, которые юзают DirectDraw вместо Direct3D, вышли, помнится, году эдак в 2002 (Герои 4). Самой технологичной, на мой взгляд, была Red Alert 2, выпущенная в 2001: посмотрите например обзор Эдварда Вульфа на то, как можно посадить в танк собаку, чтобы обнаруживать шпионов, или как Эйфилева башня бьёт током, став тесла-пушкой.
Хотя игры Pop Cap, как мне кажется использовали DirectDraw и дальше, так как их, возможно, запускали на первопнях (хотя у нас в России уже вовсю были доступны Duron 700 в связке с GeForce 4 MX, где-то в мире наверное сидели на первопнях до упора). Хм, я тут посмотрел, а потом они на Direct3D 7 перешли: видимо, в Pop Cap понимали, что DirectDraw осталось недолго...
Так, что-то я отвлёкся. Вроде как 3D пришло в каждый дом в начале нового тысячелетия, но в mplayer плагином по дефлту оставался Xv, а не gl. Почему? Да потому что в линуксе по дефолту не было 3D-драйверов. Следовательно, выставлять gl по дефолту было нельзя. Могли б, я не знаю, автовыбор сделать: типа, есть 3D-ускоритель, значит плагин gl, иначе Xv...
Ну и плагин vulkan пришёл на смену gl, ровно для той же цели, ресайзить изображение на весь экран. Да, вот так всё просто и примитивно. Можно ресайзить и на CPU, пусть для тех, кому OpenGL не нужно при присмотре видео, сделают ресайз в плагине x11. На проце, один хрен райзены у всех, а не первопни.